Глава II.
г. Северодвинск: учебный отряд
Бродни на босу ногу. Учеба. Аккумулятор. Картошка.
Бассейн. Увольнение. Прощальный парад. Прощальные посиделки.
Ворота эти гостеприимно распахиваются, и спустя несколько часов мы, наголо стриженные и помытые новобранцы, толкаемся у дверей каптерщика – получаем новенькую военно-морскую форму. Фамилия моя начинается с предпоследней буквы в алфавите, и она в любом списке, как правило, последняя. По такому случаю мне всегда и везде чего-то не хватает. Так случилось и на этот раз.
На этот раз мне не хватило сапог. И портянок – зимних байковых, и мне пришлось опять обуть свои резиновые сапоги-бродни, что называется, на босу ногу.
Старшина-каптерщик пообещал к утру найти мне все необходимое, но в непрекращающейся суматохе с новобранцами, видимо, обо мне забыл. Утром, после бодрящей физзарядки и плотного завтрака нас, с десяток новобранцев, вручив нам тяжелые стальные ломы, отправляют скалывать лед на близлежащей городской улице. Длинная черная шинель очень удачно закрывает мои резиновые сапоги, и на это, в общем-то, никто не обращает внимания. Мы усердно долбим ломами лед, а рядышком постукивает сапог об сапог сопровождающий нас старшина. Через некоторое время я начинаю чувствовать, что ноги мои стали замерзать и, работая ломом, начинаю подплясывать нашему старшине. Спустя пару часов я уже не чувствую ног совершенно.
Надо что-то делать, и я уже было открыл рот, как проходящий мимо старший лейтенант, моряк, остановился, глядя на мои сапоги, и хмуро подозвал к себе нашего старшину. Через полчаса я уже сижу в знакомой мне каптерке и растираю выданными мне теплыми байковыми портянками свои совершенно одеревеневшие ноги. А потом обуваю новенькие яловые сапоги. И мне становится тепло и хорошо.
Жизнь в учебном отряде размерена не по часам – по минутам.
В шесть часов подъем. Через сорок пять секунд (пока горит спичка в руке строевого старшины) ты должен уже стоять в строю одетым.
Физзарядка, завтрак, занятия по специальности, строевые занятия, обед, ужин, отбой – все это по минутам. В личное время или время отдыха, нужно постирать подворотничок, гюйс (морской воротник), тельняшку и успеть еще сделать кучу необходимых и неотложных дел, чтобы на утренней проверке не краснеть перед товарищами за себя и, конечно же, не получить за это еще пару нарядов вне очереди, отнимающих драгоценные часы от короткого сна.
Поначалу я вместе с Валерой Волокитиным попал учиться в смену штурманских электриков, где за короткое время умудрился получить две двойки. На мое счастье, смену почему-то расформировали, и я начал постигать другую науку – специальность ракетчика, причем уже с немалым успехом. А Василий Ежов пошел учиться в школу мичманов со сроком обучения два года.
Так, потихоньку-помаленьку я втянулся в размеренную жизнь учебного отряда. Оценки на занятиях мои тоже изменились. Четверка для меня уже была редкостью – одни пятерки. Готовили нас для службы на атомных ракетных подводных лодках 667 А проекта, где стояли ракетные комплексы Д-5, которые, собственно, мы и изучали. Было интересно потрогать своими руками корпус настоящей баллистической ракеты и погладить ласково и осторожно настоящую (без ядерной начинки) боеголовку.