черные обгоревшие поршни и цилиндры и все понял. И мы поехали с Сашей

 

Пискаевым в отпуск несколько раньше, чем это предполагалось.

 

Кочка за кочкой, низинка за низинкой, и в начале четвертого в моем пестере

 

уже снова ведра три клюквы.

 

«Хватит», – решаю я и иду на знакомый ориентир в виде белой тряпки,

 

висевшей на высокой сосне.

 

На следующий день я снова здесь же собираю клюкву. По-

 

прежне-му‚ светит солнышко, по-прежнему‚ небо синееXсинее,

 

но температура сегодня уже значительно ниже – всего одинXдва

 

градуса тепла, а в воз-духе чувствуется уже приближение

 

заморозков. Как-никак – октябрь месяц.

 

В свою третью навигацию я попал уже на Северную Двину и

 

был поначалу временно направлен на пассажирский колесный

 

пароход «М.В. Фрунзе» простым матросом. А работа на

 

пассажирском пароходе даже матросом, где имеются буфет и

 

ресторан, где спиртное льется рекой и где сплошные танцы под

 

музыку, – это ежедневный и еженощной празд-ник. И когда кэп

 

получил телеграмму, из которой явствовало, что мне следует в

 

городе Архангельске перебраться на буксирный теплоход, где я

 

буду работать по своей специальности, то есть рулевым-

 

мотористом, я ответил на это категорическим отказом. А кэп

 

со мной спорить не стал.

 

Однажды наш старенький пароход почтил своим

 

присутствием Се-верный русский народный хор, следовавший

 

по городам и весям необъят-ной Архангельской губернии.

 

Естественно‚ кэп от лица нашей дружной команды и лица

 

всегда не трезвых пассажиров‚ жаждавших поразвлечься

 

нахаляву, попросил их что-нибудь спеть. Они, конечно же,

 

согласились. Переоделись в концертные голубые платья до

 

пят, расшитые белыми лебедями, встали полукругом в

 

роскошном носовом салоне, и дирижер взмахнул палочкой. Хор

 

рядом набрал в грудь побольше воздуха, широко открыл рты,

 

чтобы выдать русскую народную песню, и тут массивная

 

деревянная дверь салона с грохотом распахнулась. На пороге

 

стоял вах-тенный матрос Тоха Глебов в расстегнутой до

 

пупа рубахе, с красно-белой повязкой на руке и пьяный в доску:

 

– Это что еще за бл… ди?! – по-хозяйски осведомился Тоха.

 

Северный русский народный хор впал в ступор в полном

 

составе вместе со зрите-лями. Кэп, первым пришедший в

 

себя, самолично изорвал Тохину любимую рубаху в клочья‚ и

 

вахтенные уволокли его в каюту, где он, посрывав с себя

 

оставшееся отребье, завалился спать.

 

Пока Тоха почивал, шутник-машинист свистнул у наших

 

почталь-онов губную помаду и тушь, разукрасил лицо спящего

 

так, что он стал похож на настоящего папуаса. А на спине

 

огромными буквами написал: «Хочу на Луну!» и на пузе – «Под

 

грузом не стоять».

 

Проснувшийся через несколько часов Тоха двинул на вторую

 

пасса-жирскую палубу, где находился общий гальюн с

 

умывальником с целью освежиться водичкой. Детишки,

 

играющие в пятнашки в широком проходе, при виде его взвыли

 

от ужаса и бросились в рассыпную. Тоху снова схватили за

 

белы ручки и уволокли обратно в каюту от греха подальше.

 

Там сердобольные сослуживцы подвели его к зеркалу,

 

крепко держа его за руки, чтоб он, глядя на собственное

 

безобразие, не сотворил еще чего-нибудь. При помощи

 

вафельного полотенца, смоченного остатками пива из

 

бутылки, привели страдальца в божий вид, после чего Тоха

 

сел на свою коечку и горько заплакал. Таким его и застал в

 

очередной раз разъяренный кэп и, что самое интересное,

 

пожалел и простил.

 

Частенько мы с ребятами, будучи свободными от вахты,

 

цепляли на руки красно-белые повязки вахтенных, брали

 

компостер и шли проверять билеты у пассажиров. Как

 

правило, советские граждане предъявляли их совершенно

 

безропотно и тут же предлагали:

 

– По граммульке?

 

– Хотя мы и на вахте, но вам отказать никак не можем. Следующая

 

каюта нас встречала таким же праздничным застольем

 

и после «проверки билетов», незамедлительно следовал

 

традиционный вопрос:

 

– По граммульке?

 

Как правило, после третьей каюты никаких билетов

 

никому уже не требовалось.

 

КакXто ко мне, стоящему на вахте, подошел паренек-

 

машинист:

 

– Вовчик, нужна каюта на пару часов. Я

 

протянул ему ключ:

 

– Моя вахта заканчивается как раз через два часа.

 

Пару недель назад его дружка списали с судна за пьянку. Проживал

 

он же в маленькой одноместной каюте и я, пользуясь случаем,

 

переселился туда подальше от круглосуточного шума и гама.

 

Через два часа, сменившись с вахты, я умылся по пояс в

 

умывальнике на пассажирской палубе и с рубашкой в руке

 

направился в свою каюту. Распахнув дверь, я увидел

 

пьяненькую дамочку лет двадцати восьми, си-дящую на моей

 

койке в одной кружевной сорочке. От увиденного у меня

 

отвалилась челюсть, и случилось кратковременное

 

помешательство. Немую сцену нарушила проводница, она же

 

жена нашего капитана, взявшаяся невесть откуда и

 

мгновенно оценившая ситуацию:

 

– Сволочь! Там бедные дети в истерике бьются, а ты

 

затащил их маму в каюту! На следующем дебаркадере

 

вылетишь ласточкой с па-рохода!

 

 

 

Пока она кричала и бегала за кэпом, я понял, что этот

 

машинист по-просту смылся от любвеобильной дамочки,

 

никак не хотевший покидать их уютное гнездышко,

 

предоставив мне высокую честь выпроваживать ее из каюты.

 

Подошедший кэп, будучи мужчиной многоопытным, глянул на

 

меня и усомнился в версии, высказанной ему его супругой:

 

– Не может быть, я буквально пятнадцать минут назад

 

собст-венными глазами видел, как он, будучи на вахте,

 

выпроваживал пьяного в дупель мужика с третьей палубы.

 

Навигация для «М.В. Фрунзе» закончилась в том году тоже

 

несколько раньше: ночью здоровенная баржа, которую тянул

 

буксир, следовавший встречным курсом, проломила своим

 

массивным бушпритом скулу нашего парохода, и он двинул

 

своим ходом в родной затон Велико-Устюгского

 

судоремонтного завода.

 

Ягодка за ягодкой, комбайн за комбайном‚ и к вечеру в моем песте-ре снова

 

чуть более трех ведер клюквы.

 

На следующее утро уже морозец покрывает топким

 

прозрачным ледяным слоем лужи на дороге, по которой я

 

следую на посадочную. На болоте дело обстоит не лучше –

 

верхний слой мха схватился мо-розом‚ и ягоды выковыривать из

 

него дело очень хлопотное. Поэтому я сажусь на пестерь,

 

закуриваю сигарету и жду. Жду, пока слабое ок-тябрьское

 

солнышко отогреет болото. После одиннадцати часов мой

 

верный комбайн принимается за работу, и к концу дня мне

 

удается насобирать два с половиной ведра клюквы.

 

Дома я подсчитываю плоды своего труда и невольно охаю –

 

во-семнадцать ведер. «Хватит», – решаю я, надо отдохнуть пару

 

дней. Два дня я провожу в праздничном безделье, млея от

 

счастья. А потом начинаю перетаскивать картошку в подпол.

 

Покончив с этим нуд-ным, но необходимым делом, я меняю

 

несколько ведер картошки на капусту, морковку и свеклу. Часть

 

капусты засаливаю, а часть уходит у меня на салаты.

 

Зашедший вечерком в гости Коля Щербина сообщает мне,

 

что когда-то изготовлением лебедки с плугом занимался у нас в

 

поселке Игорь Козулин.

 

– Сделал?

 

– Не знаю, сосед. Да ты сходи к нему и все узнаешь сам.

 

– Дело говоришь, Николка, завтра же и сбегаю к нему.

 

Игорь Козулин, встретивший меня во дворе своего дома, в ответ на мой

 

нетерпеливый вопрос грустно улыбается:

 

– Было дело.

 

– А сейчас?

 

– Что сейчас?

 

– Пашешь?

 

– Нет. Плуг, который я купил, только борозды рыл.

 

– Почему?

 

– Почему, я не знаю. Обращался здесь к кузнецам, но ни один из них плугов

 

никогда не делал и поэтому ничем помочь не смогли.

 

– Так‚ может‚ где-нибудь в районе имеется кузнец‚ и съездил бы

 

к нему.

 

– Да не было таких в районе.

 

– Посмотреть бы на плуг твой, Игорь?

 

– Выбросил я его. И лебедку разобрал тоже.

 

– Движок-то какой стоял?

 

– От мотороллера, с принудительным воздушным охлаждением.

 

– С редуктором?

 

– Чего?

 

– Я тут делал лебедку с редуктором один к двадцати пяти и

 

движ-ком мощностью один киловатт, трехфазным, но

 

подключенным на 220 вольт.

 

– Нет, тянул напрямую. Да что тут мы говорим, у меня остался журнал

 

«Юный техник», я тебе сейчас принесу.

 

Домой я прихожу уже с журналом, присаживаюсь на диван‚

 

нахожу нужную статью.

 

Два деревенских умельца для вспашки огородов

 

сконструиро-вали плуг с мотолебедкой. Простой и удобный.

 

Рама лебедки была сварена из сороковых уголков. На ней

 

крепился двигатель от мо-тороллера с принудительным

 

воздушным охлаждением‚ имеющий барабан с тонким тросиком.

 

Сзади к раме крепились два грузоцепа или попросту два ножа

 

шириной десять сантиметров и длиной двадцать. Эти

 

грузозацепы входили в землю и надежно крепили лебедку к ней.

 

Все.

 

Плуг был сварен из тонких листов стали, точно также‚ как у

 

меня. Ручки на нем отсутствовали‚ и это объяснялось тем, что

 

при данной конструкции плуга в них нет необходимости,

 

поскольку два колеса, бороздное и полевое, венчающие сошник,

 

регулировали глубину и ширину вспашки.

 

Я внимательно разглядываю фотографию плуга и отмечаю

 

для себя, что угол наклона отвала к земле у них значительно

 

больше, чем у тракторного. Ну, конечно, как же я не

 

сообразилXто: трактор пашет на скорости‚ значительно

 

превышающую скорость пеше-хода или точнее конного плуга‚ и

 

парни свой плужок скопиро-вали именно с него, которого я,

 

кстати, в глаза не видел. И угол наклона отвала относительно

 

полевой доски у них тоже меньше.

 

 

Сам отвал сделан почему-то очень низким и я‚ прочитав полно-

 

стью статью, нахожу этому логическое объяснение – почвы у

 

них песчаные.

 

Какие варианты крепления лебедки не приходили в мою

 

бедо-вую головушку, но вот до такого – грузозацепы, я

 

додуматься не мог. Конечно, движка от мотороллера у меня

 

никогда не было и не будет, но что если попробовать поставить

 

на раму редуктор и… мотопилу «Дружба»? Потянет? Конечно,

 

мощность ее от 1,2 до 2 лошадиных сил, что значительно

 

больше однокиловаттного электродвигателя с двумя

 

работающими катушками. Что для этого надо? А надо

 

придумать

 

и изготовить крепление для «Дружбы». Это раз. Следующее,

 

мне ка-жется, что тяжеловато будет таскать такую тяжеленную

 

конструкцию, да еще с торчащими острыми грузозацепами. А

 

что если раму сделать из двух частей, соединенных петлями?

 

Вроде бы‚ неплохо. Значит‚ часть рамы, с закрепленными к ней

 

ножами, можно будет при помощи удобной ручки складывать и

 

перетаскивать лебедку в сторону, как это делали парни, будет

 

гораздо удобнее. А дальше? Дальше задняя часть рамы

 

откидывается к земле‚ и весом тела грузозацепы загоняются в

 

землю. Все. А там, Бог даст, сделаю и плуг. Спешить мне

 

некуда, до весны еще далеко.

 

– Кузнец из отпуска вышел! – увидев меня, открывающего дверь кузницы,

 

радостно кричит Миша Земнягин.

 

– Здравствуй, Михайлушка! – в тон ему восклицаю я. – Как вы тут без

 

меня? Разболтались‚ поди?

 

– Не то слово, Вовчик, – залетает в кузницу Михаил. Я включаю свет и вдруг

 

ощущаю, что в кузнице тепло. Пробегаю вдоль стен

 

и ощупываю радиаторы отопления – они все горячие.

 

– А я тебе тут кое-что принес, – присаживается на диванчик Ми-хаил и

 

достает из своей матерчатой котомочки книгу.

 

– Что это?

 

– «Технология металлов». Год выпуска 1972. Дарю.

 

Я беру в руки старенькую‚ изрядно потрепанную книгу и перели-

 

стываю страницы наугад.

 

– Вот спасибо тебе. А то я уже год работаю в кузне, а в

 

марках стали ни в зуб ногой.

 

– Андрюха Ипатов говорил, что тебе, пока ты был в отпуске, при-своили

 

кузнеца четвертого разряда.

 

– Андрей?

 

– Ну да. Он же теперь у нас начальник УЖД. А ты что, не знаешь?

 

* * *

 

– Для меня обе твои новости чрезвычайно приятны.

 

МужикXто он неплохой.

 

– Много клюквы наносил?

 

– Восемнадцать ведер.

 

– Чем собирал?

 

– Комбайн сделал.

 

– Молодец. Потом принесешь, я сделаю себе тоже.

 

– Добро. Что у вас тут новенького?

 

– Да все поXстаренькому. Бушковский совсем оборзел –

 

натырил где-то себе автоматов, выключателей, рубильников и

 

сидит у себя‚ как паук, сторожит, глаз с них не сводит.

 

– Ну, он‚ наверно‚ понял, что ты него увел автомат?

 

Миша смеется и закуривает сигарету:

 

– Ну что с плугом? Что решил?

 

– Я тут вчера взял у Игоря Козулина журнал «Юный техник» со статьей.

 

Так вот там два паренька сконструировали плуг с мотолебед-кой на раме.

 

Рама крепится к земле двумя ножами. Каково?

 

– Молодец. Ты журнальчикXто принеси посмотреть.

 

– Обязательно принесу. А плуг какой?

 

– С двумя колесами.

 

– А, полевое и бороздное, видел я такие.

 

– Ты знаешь, мне плужок с этими колесами пришелся по душе.

 

А на лебедку ведь можно поставить редуктор с «Дружбой».

 

– Не хочешь больше ставить электродвигатель?

 

– Миша, ты не поверишь, – не могу. Как вспомню, так кисти рук

 

выкручивать начинает.

 

– Это бывает.

 

– МАЗы еще не начинают готовить к зиме в вашем автогараже?

 

– Да шевелятся там уже несколько человек.

 

– Ну ладно, завтра я принесу журнал, и мы с тобой прикинем, как

 

достать раму для лебедки.

 

– Прикидывать будешь ты один, Вовчик. Так будет лучше для тебя.

 

А книгу береги. И почитывай. И чем чаще, тем лучше.

 

Дверь кузницы открывается, в проеме возникает могучая

 

фигура Андрея Ипатова:

 

– Вышел?

 

– Вышел.

 

– Тебе четвертый разряд присвоили, зайди, распишись в приказе.

 

– Добро.

 

– Угля надолго еще хватит?

 

– До конца месяца. А что‚ подвоза не ожидается?

 

 



 
Besucherzahler Beautiful Russian Girls for Marriage
счетчик посещений