Глава 7. Удачи и неудачи
Плавка № 27, где я заложил в тигель оставшиеся от предыдущих плавок кусочки булата, дала узор, состоящий из цементитной сетки с гроздьями, где цементит половины поверхности и от этого сплавок смотрелся более белым, чем черно-белым.
Сплавки получались более-менее стабильно с сетчатым узором, расковывал я их по-прежнему сначала на блюдо, а уже потом разрубал кузнечной рубалкой на части. Недоплавы шли чередой один за другим, поскольку количество металла, закладываемого в тигель, потихоньку увеличивалось. Замена шихты и формы тиглей ничего не дала. Надо было что-то делать.
На глаза мне попался круглый диск толщиной около 1 см и диаме- тром примерно 25 мм, насверлил в нем отверстия. Вытащил из горна решетку диаметром 12 см и в конце поставил новую, которую изгото- вил из диска. Щели замазал шамотной глиной, смешанной с песком. Теперь на эту решетку можно было ставить подставку под тигель. В ящике с металлоломом нашел кольцо от автомобильного колеса, с помощью Виктора Ремизова уменьшил его в диаметре до 40 см и во- друзил над горном – и получилось ограждение высотой 40 см.
Теперь я ставил на решетку огнеупорную подставку высотой сантиметров 6–7, разжигал кокс вокруг нее и на подставку ставил тигелек с шихтой, заваливал его свежим коксом, кольцо прикры- вал сверху железным листом и потихонечку включал дутье. Плавка длилась минут 50, и каждый раз казалось, что ну на этот-то раз все, железо точно расплавилось. Но истории с недоплавами повторя- лись из раза в раз. Плавку я проводил, как правило, в обеденный перерыв. Попытки увеличить время плавки часто приводили к тому, что тигли не выдерживали и разрушались. И это случалось все чаще и чаще.
На сорок третьей плавке, когда посчитав, что шихта в тигле рас- плавилась, я освободил тигель от кокса, подождал до тех пор пока цвет его от белого не перейдет к красному. Затем завалил тигель тем же еще красным коксом и оставил его в горе остывать, не закрывая заслонки подачи воздуха, но выключив поддув. И хотя сплавок получился с виду неказистым, решил его отжечь. Отжиг занял 6,5 часа и сплавок был оставлен остывать в горне на ночь. И впервые я заметил, что куется сплавок куда легче.
А сорок пятая плавка дала мне еще один интересный результат –
применив длительное остывание, сплавка в тигле от температуры 900 о и последующий вслед за этим отжиг с медленным остывани- ем сплавка в горне вместе с углями я впервые расковал сплавок в брусок.
брусок. А после этого неудачи пошли одна за другой – не выдержива- ли тигли. Одной из причин я посчитал следующую: в найденном мной заветном ящике щетки электродвигателей серебристо- серого цвета закончились и оставшиеся, по-видимому, угольные, имеющие черный цвет, я и использовал для изготовления тиглей. Но главной была, по-видимому, другая – это увеличение время плавки и в получившейся своеобразной печи увеличение темпе- ратуры. Попытки сделать новые тигли ни к чему не привели, все они разрушились:
Попытка № 43.
а. Шамотная глина – 1/3.
б. Карбид кремния – 2/3.
Трещины. Две трети сплава вытекло.
Попытка № 44.
а. Шамотная глина – 1/3.
б. Окись алюминия 2/3.
Трещины. Сплав вытек.
Попытка № 45.
Состав тот же.
И результат тот же.
Попытка № 46.
а. Шамотная глина – 1/3.
б. Размолотый тигель № 43. Треснул при обжиге.
Попытка № 47.
а. Шамотная глина – 1/4.
б. Графит – 3/4.
Треснул при обжиге.
Попытка № 48.
а. Шамотная глина – 1/3.
б. Окись алюминия – 2/3.
в. Связывающие – 4 пакетика оксида магния затворил в пакетиках сульфата магния.
Лопнул при отжиге. И опять мне казалось, что я в тупике, из которого не было выхода. И опять впереди маячила проблема, которую я не знал, как решить.
И поняв это, я тихо-тихо заскулил.