Глава 10. Загадки булатного узора. Продолжение

Статья Л. Архангельского, написанная к 200-летию со дня рож- дения П. П. Аносова, была опубликована в журнале «Металлург» (№ 8) в 1999 году.

В ней литым булатом Л. Архангельский называет такую сталь, при получении которой хотя бы одна из составляющих композита расплав- ляется: «Таким образом получают классические литые булаты – ин- дийский «вутц», арабский «фаранд» и … т. п.»То есть, читатель, статья написанная к 200-летию со дня рождения Аносова П. П., определение, данное Аносовым стали, подвергнутой продолжительному отжигу без доступа воздуха и получающей при этом видимый глазом булатный узор, как «литой булат» это самое определение и меняет. Далее он при- водит, как пример, один из способов изготовления фаранда:

«Индийские кузнецы применяли другую технологию выплавки, также обеспечивающую приемлемую степень неоднородности метал- ла, но без дополнительной переработки слитка. Например, известен индийский рецепт прямого получения ценного булата сорта «акба- ри» из руды. Согласно этому рецепту, в тигель вместе с древесным углем следовало засыпать смесь изначально мелких частиц двух руд – бурого и магнитного железняка, а именно три части магнит- ного железняка и две части бурого. Содержание железа или, иначе, пустой породы в этих рудах было разным, поэтому и чистый металл из частиц этих руд восстанавливался с разной скоростью. В итоге восстановившийся первым металл за время плавки (около суток) успевал сильно науглеродиться от контакта с древесным углем и рас- плавиться, а выделившийся из более бедной руды оставался менее углеродистым и твердым.

Мастер-плавильщик строго контролировал ход плавки, чтобы не пропустить момент сплавления зерен металла в монолитную, неод- нородную массу. При некотором навыке не составляло особого труда вовремя прекратить плавку и зафиксировать образовавшуюся неодно- родную структуру слитка. Характерно, что П. П. Аносов сотни лет спустя, на основании своего опыта, указывал, что искусство мастера состоит в том, чтобы остановить плавку в тот момент, когда последний кусочек железа начнет расплавляться».

Описываемый Л. Архангельским способ получения булатных сплавков – это ни что иное, как способ изготовления булатных слит- ков, приведенный Н. Т. Беляевым в своей работе «О булате» со ссыл- кой на свидетельство Шверза. Но в нем не фигурирует искусный мастер, умеющий остановить плавку в нужный Л. Архангельскому момент, поскольку он является персонажем работы Аносова П. П. «О приготовлении литой стали».

Далее Л. Архангельский пишет: «Раньше сплавление кусков железа и чугуна носило название «иранского способа» получения булата, а «индийским» именовался метод, заключающийся в сплавлении руды с древесным углем. Это деление весьма условно, поскольку, как следует из описаний «Лейденской летописи», древний ирано-арабский «фулад-пулад», давший название булату, получали сплавлением смеси кусков железа с толченым древесным углем. Различия в исходных ма- териалах не столь существенны, как сам принцип двухфазной плавки. И арабский, и китайский, и индийский методы выплавки узорчатого металла первоначально основывались на том, что малоуглеродистая сталь не полностью расплавлялись в маломощных сыродутных печах, а значительно более легкоплавкий чугун расплавлялся сравнительно легко и быстро».

Итак, читатель, Л. Архангельский относит к фарандам все древние способы получения булата – индийский, иранский (персидский) и еще китайский. И все это основывается на двух «фактах», упомя- нутых им выше.

А способ получения булата, в котором происходит полный расплав шихты в тигле и называемый автором «дендритным или ликваци- онным булатом», выглядит так:

«Достигалось это путем замедленной кристаллизации высокоугле- родистого расплава, при котором вырастают крупные зерна – кри- сталлы, размер которых может достигать несколько миллиметров. По границам этих кристаллов – дендритов выделяются карбиды, образующие карбидную сетку. Если ковать такой крупнозернистый металл при невысоких температурах, то сплошная цементитная сетка дробится на мелкие частицы и образуется видимый глазом булатный узор. Полученный таким образом узорчатый металл исследователи называют сейчас «дендритная сталь» по дендритному характеру кри- сталлизации слитка или «ликвационный булат» – по образованию узора вследствие ликвации углерода».

Здесь, читатель, Л. Архангельский дендритный характер образова- ния булатного слитка, описанный Черновым Д. В. в работе «Литейное дело», и выше упомянутый характер образования «ликвационно- го» булата почему-то обобщил. Дендритный булат сохраняет в себе дендриты-нити, пересекающие булатный сплавок вдоль и поперек и сверху вниз, и цементит располагается на поверхности этих ни- тей. А структура ликвационного булата – это крупные кристаллы, и на поверхности этих отдельных кристаллов располагается цементит. Разница все-таки есть. И именно структура ликвационного булата один в один повторяет внутреннюю структуру литого булата Аносо- ва П. П.

Четыре способа получения булатов Аносова П. П. в трактовании Л. Архангельского выглядят следующим образом:

1. Иранский способ сплавления в тигле руды с графитом.

2. Сплавление железа с углеродом и дальнейшее восстановление его закисью железа, т. е. сплавление чугуна с железной окалиной, и «поскольку процесс выравнивания состава в результате диффузии углерода и перемешивания расплава не происходит мгновенно, то при определенных режимах плавки и кристаллизации возможно сохранить в слитке такую неоднородную структуру». Опять же в переводе «с рус- ского на русский» – способ получения фаранда.

3. Сплавление железа с графитом и окисью железа, где «обрезки железа сильно науглероживались и частично расплавлялись, окалина восстанавливалась до чистого железа», то есть уже второй способ по- лучения фаранда.

4. Способ получения литого булата.

Касаясь работы Басова В. И., Л. Архангельский пишет: «В середине
семидесятых годов кузнец Вячеслав Иванович Басов, родом из древнего русского города Серпухова, но долгое время работавший в еще более древнем Суздале, выплавил тигельным способом несколько сортов литой узорчатой стали – как дендритного, так и двухфазного типа. Некоторые из них имели ценимый в древности и упоминаемый Аносовым золотистый отлив. Несколько странно, что десять лет спустя суздальский кузнец отрицал само существование этого от- лива, объясняя золотистый или красноватый оттенок поверхности булатного клинка лишь окрашивающим воздействием специальных реактивов…»

Правда в своей книге «Секреты булата», увидевший свет в 2007 году, А. Архангельский нашел всѐ-таки немало хороших слов для Басо- ва В. И. В ней автор подтвердил свой взгляд на происхождение бу- латного узора и способы изготовления булатных слитков, которые сводятся к следующему:

1. Все три древних способа изготовления булата, а именно: ин- дийский, персидский и китайский – это способы изготовления фа- рандов.

2. Три способа изготовления булатов, опробованные и разрабо- танные Аносовым П. П., а именно: индийский, персидский и способ Аносова П. П. – это способы изготовления фарандов.

3. Все вышеперечисленные способы изготовления булатов почему- то объединены в группу под названием «Литые булаты».

4. Третий способ Аносова П. П. изготовления булата, а именно: способ изготовления литого булата оставлен с прежним названием – литой булат.

В «подтверждение» всему этому Л. Архангельский приводит сле- дующие факты, напрочь опровергающие его умозаключения:

«В лаборатории Горного института еще в прошлом веке был ис- следован один из лучших клинков аносовского булата. Химический анализ показал, что металл содержит 1,3 % углерода и 0,5 % кремния. Проведенное позднее микроскопическое исследование другого об- разца показало, что узор в нем образован волокнистыми скоплениями цементита в тростито-сорбитной матрице. Вероятно, этот образец был откован из булата, выплавленного по третьему способу, плавно перетекшему в пятый…»

Автором первого исследования, по моему мнению, является И. Илимов, а второго, опять же, по моему мнению, ученый-металлург И. С. Гаев. «Третий способ изготовления булата», упомянутый Л. Ар- хангельским в этой цитате, «это – как я уже упоминал, четвертый способ изготовления булата Аносова П. П. А вот пятый? Об этом спо- собе получения булата Аносовым П. П. пока не знает никто, кроме, разумеется, Л. Архангельского. Так что, если интересуетесь, – спра- шивайте у автора.

На мой, сугубо личный взгляд, читатель, теория «недоплавив- шихся обсечков», авторами которой являются Виноградов А. П., Гуревич Ю. Г. и Л. Архангельский, не имеет под собой ни единого факта. А факты, приведенные этими же авторами, весьма убедитель- но свидетельствуют: Беляев Н. Т. и И. С. Гаев, исследовавшие клинки Аносова П. П., пришли к однозначному выводу: микроструктура этих клинков состоит из перлита (в закаленном состоянии это тростит или сорбит) с включениями скоплений цементита, образующих соб- ственно узор. А такая микроструктура, читатель, образуется только вследствие полного расплава шихты. И называются такие булаты – дендритными.

Во всех последующих главах, используя мой наработанный факти- ческий материал по изготовлению булата, мы рассмотрим и булатные сплавки с недоплавившимися кусочками железа или стали и то, что из них получается на самом деле, роль железной окалины, способы изготовления булатных пластин и многое- многое другое. И я, ис- пользуя этот материл, попробую доказать вам правоту Аносова П. П. А как у меня это получится – судить вам.

 



 
Besucherzahler Beautiful Russian Girls for Marriage
счетчик посещений