Часть I
РОЖДЕНИЕ БУЛАТА В РОССИИ
Глава 1. Страницы истории.
В 1906 году в Типо-литографии Санкт-Петербургской тюрьмы города Санкт-Петербурга была напечатана работа Н. Т. Беляева «О бу- латах», содержащая в себе ряд интересных исторических сведений о способах выплавки булатных сплавков, приемах расковки их как за рубежом, так и в России, а также фотографию и описание кол- лекции булатного оружия профессора Д. К. Чернова и фотографии фрагментов булатных узоров с краткими пояснениями к ним.
Особое внимание автор уделил работам П. П. Аносова и Бреана и сопоставил их выводы с современным, по его мнению, на тот период времени взглядом Чернова Д. К. на внутреннее строение булата. И мы, читатель, любезно воспользуемся этими сведениями, поскольку других-то у нас, в общем-то, и нет.
Слово «булат» пришло к нам из Персии и происходит от персид- ского слова «пулад». Пуладом персы называли и индийскую, и пер- сидскую булатную сталь. Европейцы же впервые познакомились с булатом во времена крестовых походов в городе Дамаске, и поэтому в Европе узорчатая сталь именуется «дамаском». В арабском языке слово булат звучит как «фулад». Европейские купцы и путешественники, побывавшие в Индии и Персии, рассказывали удивительные подробности о свойствах та- мошних булатных клинков, легко сгибающихся в дугу и перерубающих железные гвозди без малейшего повреждения на лезвии.
Персия, Индия, Бухара, Дамаск и Египет с давних времен сла- вились клинками, щитами и доспехами, изготовленными из булата. Но родиной булата является не Сирия (турецкое название Шам), не Дамаск и не Персия, которая снабжала Русь булатными изделиями, начиная с 16 века, а Индия. По словам Сесиля Шверза, заведовавшего железноделательными заводами в британской Индии в конце 19 века, индусы были знакомы с железом еще за 1500 лет до Рождества Христова, а памятник индийского кузнечного зодчества – колонна Кутуба близ Дели, высотою в 10 аршин (аршин =0,71 м), выкована, по всей види- мости, из цельного куска чистого железа. И эта колонна не является единственным памятником той эпохи – имеются брусья и якоря из ко- ваного железа таких огромных размеров, которые, по словам Беляе- ва Н. Т., «в наше время паровых молотов могут быть изготовлены разве на самых больших заводах». Шверз рассказывает и о чугунных гробах, изготовленных за 1400 лет до Рождества Христова. А наиболее развитым в Древней Индии было сталелитейное дело. Арабский географ 12 века Едризи писал, что в его время индусы славились производством железа и стали, а также изготовлением прекрасных мечей. Индийская литая сталь, известная в настоящее время в Европе как «вутц» в немалых ко- личествах поставлялась в Сирию и Египет вплоть до Средних веков.
У римлян, во времена Плиния, большой известностью пользова- лось железо сереров (восточно-азиатский народ) и, по мнению про- фессора Ледебура, это и был индийский вутц или же, иными словами, дамасская сталь.
Арабская рукопись, датированная 13 веком, хранящаяся в Лей- денской библиотеке, в одной из своих глав содержит описание про- исхождения и изготовления клинков, находящихся в то время на во- оружении у арабских воинов, и упоминает о том, что часть клинков, отковывались из стали, поставляемой с Цейлона и стран, располо- женных «по ту сторону Окуса».
В статейном списке князя Звенигородского приведены слова Шаха Аббаса: «А говорил Шах: шеломы и шапки, и зерцала делаются в на- шем государстве (Персии), а булат хороший, красный выходит в наше государство из Индийского государства».
Вот как описывал процесс производства стальных, а возможно, бу- латных слитков Шверз: «Главным местом производства служил город Нирмаль, куда доставлялась из Миртапали руда чистого магнитного железняка. Три части последнего смешивались с двумя частями бурого марганцевистого железняка, доставлявшегося в Нирмаль из Канда- пура. К смеси прибавлялось достаточное количество измельченного древесного угля и силиката. И все это плавилось в течение суток в со- судах из огнеупорной глины. Дав сосудам остыть, открывали крышки, причем на дне сосудов оказывались полушаровые стальные слитки».
Таверние в своей работе приводит такие данные: «Сталь для да- масских изделий доставляется из Голконды. В торговле она находится в кусках величиною с копеечный хлебец. Они разрезаны надвое, чтобы видеть, хорошего ли качества сталь, и обе половины одинаково упо- требляются на производство сабельных клинков».
Вилькинсон описывает процесс получения железа в Индии следую- щим образом: «Горн сложен из камней, обмазанных глиной. Железная руда восстанавливается в крупные зерна. Горн наполняется древесным углем, огонь раздувают мехами из козлиных шкур. Печь загружают попеременно малой корзиной руды и большой угля и т. д.
Шлаки начинают вытекать через час, приблизительно через 6 часов процесс закончен. Выломав стену, вынимают губку металла, рассекают на части и отдают кузнецу».
Я думаю, читатель, что вышеописанный процесс получения железа это еще и процесс получения стали или чугуна, поскольку выплавив- шиеся капли железа, находясь в соприкосновении с печными газами, насыщенными окисью углерода, обязательно науглеродятся до той или иной степени, постепенно стекая на дно печи. И в зависимости от количественного соотношения и качества угля и руды могли полу- читься либо железо, либо сталь, либо чугун. И выходит, читатель, что европейцы не изобретали доменных печей, служащих для выплавки чугуна, а лишь основательно усовершенствовали их.
Сопоставив эти данные, Беляев Н. Т. приходит к следующему вы- воду: в Индии, исходными материалами получения булата служат руды (Вилькинсон), и притом чистые (Шверз). Эти руды смешива- ются с древесным углем (Шверз) и плавятся в тиглях в течение суток. По окончании плавки открывают крышки и извлекают из тиглей полушаровые или приплюснутые лепешки, которым европейские путешественники дали название «хлебец». Так как средняя часть хлебца бывала часто рыхлой и пористой вследствие усадки металла при остывании, то эти хлебцы разрубали посередине. Хлебцы вутца, по словам Беляева Н.Т., имели вид небольших плоских лепешек диа- метром около 12,5 см, толщиной 1/4 см и весом около 900 гр., каждый хлебец был разрублен почти поперек и разделен на 2 довольно равные части, чтобы видеть, какого качества сталь.
Этот способ получения булата Беляев Н. Т. назвал «Индийским», и, по замечаниям, П. П. Аносова, мастера Древней Индии, занимав- шиеся изготовлением железа и стали, могли натолкнуться именно на этот способ, как наиболее естественный и простой, и он же Ано- сов П. П. предположил, что наиболее древний и потерянный более 600 лет назад способ приготовления «табана» состоял из сплавления железной руды с углеродом.
А мы, читатель, отметим для себя, что табан – это не вид узора на бу- латном клинке, а способ получения булатных слитков. И не более.
Совершенно другой способ получения стали описан Магометом Али: «Железо употребляют доставляемое из гор, но неизвестно каким способом его приготовляют. Это железо сплавляют в печи. Она имеет по 4 фута в длину и ширину и от 6 до 7 футов в вышину (фут=30,48 см), стены не толще 8 и 9 дм (дюйм=2,54 см). В 16 дм от почвы она делается из обтесанных камней горн, у дна которого находится отверстие для отливки расплавленного металла. Уголь употребляется самый твер- дый, отличный от получаемого из дуба. Дутье производится ручным мехом. Печь действует без остановок, и по мере накопления металла он отливается в формы».
Еще один способ получения булата описан Масальским (инициалы его у Беляева Н. Т. не указаны) в «Горном журнале» (№ 5, 1841 год). Здесь исходными материалами служат старое железо, бывшее в упо- треблении, зеркальный чугун в соотношении 3 к 1 и небольшое коли- чество серебра. Измельченное железо и чугун закладываются в тигли. Тигли закрываются крышкой и ставятся в печь. Печь загружена углем, зажигают и пускают дутье. Плавка продолжается 5–6 часов, и когда печь затихнет, снимают с нее крышку, открывают тигли, засыпают в каждый от 4 до 5 золотников серебра и снова засыпают тигли углем. Закрывают крышку, замазывают все отверстия в печи, и так она осты- вает 3–4 дня до полного охлаждения.
Аносов П. П. приводит свидетельство Сведенборга, обратившего внимание на следующее обстоятельство: японцы изготавливают сталь из железа, долго лежащего в воде, и сабли, изготовленные из нее, очень хороши.
Есть свидетельства Диодора и Плутарха, что кельтиберийцы за- капывали железо в землю на долгое время и уже из основательно проржавевших кусков (или остатков) отковывали мечи. Суть этого явления, как отмечает Беляев Н. Т. и некоторые другие авторы: чистое железо проржавеет, а наиболее сталистое или более науглерожен- ное, а значит и более твердое, останется. Я же думаю, читатель, что здесь дело обстоит несколько иначе: чистое железо как раз ржавеет не очень-то и охотно. А вот участки пористые и плохо прокованные, к тому же содержащие в себе частички шлаков или других посторон- них примесей, ржавели очень быстро, чего, собственно, и добивались кузнецы-оружейники, избавляясь тем самым от брака.